«Культура» и «культуры» в истории антропологической мысли

12 сентября состоялась очередная беседа из цикла «ОНТОЛОГИЯ ВТОРОЙ ПРИРОДЫ».

Тема: «Культура» и «культуры» в истории антропологической мысли.

Антропология — наука, изучающая человека и общество сквозь призму культуры. Антропологическая мысль, как стремление понять и концептуализировать причины существования культурного многообразия человечества и одновременно наличия культурного единства человечества на региональном и глобальном уровнях, зародилась в эпоху Древности. Это стремление, стимулировавшееся расширением знаний европейцев о мире — накоплений этнографических сведений о неевропейских народах, определяло развитие антропологической мысли и в Средние века, и в Новое время. Оно же привело к формированию антропологии как самостоятельной научной дисциплины в середине XIX века и определило все последующее развитие теоретической мысли в ее рамках вплоть до наших дней. Таким образом, именно вопросы о единстве и множественности культур, об общем и особенном (повторяющемся и уникальном) в каждой культуре превратился в «вечный двигатель» антропологии.

В сущности, вся история теоретической мысли в антропологии и есть попытка с разных позиций разрешить на концептуальном уровне эти коренные для нее вопросы, столь очевидные на уровне эмпирическом. Однако этот «двигатель» вечен потому, что, несмотря на эмпирическую очевидность тех фактов, что в каждой культуре есть и уникальные черты, и черты, объединяющие ее с другими культурами, вероятно, создать в полной мере «сбалансированную» «окончательную» антропологическую теорию культуры невозможно.

Все существовавшие до сего дня и существующие ныне теории так или иначе исходят или из того, что главное в культурах — общие для них черты (вплоть до отрицания какой-либо значимой роли культурного своеобразия), или, наоборот, из того, что главное в культурах — их неповторимые черты (вплоть до отрицания существования единой человеческой культуры). Теории первого рода можно назвать универсалистскими, второго — релятивистскими.

В выступлении Дмитрия Бондаренко была представлены динамика теоретической мысли в антропологии от господства универсализма вплоть до первых десятилетий ХХ через нарастание релятивистских тенденций в ней на протяжении большей части ХХ столетия к доминированию крайнего релятивизма с 1980-х годов. Особое внимание было уделено раскрытию социо-исторических и духовно-ментальных причин изменений главных парадигм антропологической мысли, исходя из того, что в развитии антропологии (и науки в целом) проявляются общие культурные паттерны той или иной эпохи.

 

 

Автор и ведущий — Дмитрий Михайлович Бондаренко — доктор исторических наук, профессор РАН; зам. директора Института Африки РАН, профессор Центра социальной антропологии РГГУ.

 

 

 

Следующая встреча в Клубе состоится 26 сентября. Ее будет вести проф. Андрей Пелипенко. Это будет разговор на тему: РИТУАЛ, МИФ, ЯЗЫК.

Встреча начнется с 18.30 по адресу «Мастерской концептуального мышления» ул. Селезневская, дом 30, оф. 226.

Стоимость участия 1500 рублей. Каждый участник может пригласить гостя без дополнительной оплаты.

Студенты и аспиранты приглашаются бесплатно.

Пусть у Вас найдется время для неспешных бесед с профессиональными исследователями культуры, с людьми близкого круга, на знакомство с новым знанием, опытом и взглядами.

Доставьте себе удовольствие завершать некоторые дни в круге ясного мышления!

Навигация

Предыдущая статья: ←

Комментирование закрыто.

Поиск
Лучше скажи мало, но хорошо

Бросая
в воду камешки,
смотри на круги, ими образуемые;
иначе
такое бросание
будет
пустою забавою
Козьма Прутков

Наращиваем Культурный слой. Вы уже с нами?

ВКонтакте.      Facebook.      Google Plus.      RSS.
Вверх
© 2018    Культурный слой. Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки на наш сайт.   //    Войти