«Культура» и «культуры» в истории антропологической мысли

Состоялась очередная беседа из цикла «ОНТОЛОГИЯ ВТОРОЙ ПРИРОДЫ».

Тема: «Культура» и «культуры» в истории антропологической мысли.

Антропология — наука, изучающая человека и общество сквозь призму культуры. Антропологическая мысль, как стремление понять и концептуализировать причины существования культурного многообразия человечества и одновременно наличия культурного единства человечества на региональном и глобальном уровнях, зародилась в эпоху Древности. Это стремление, стимулировавшееся расширением знаний европейцев о мире — накоплений этнографических сведений о неевропейских народах, определяло развитие антропологической мысли и в Средние века, и в Новое время. Оно же привело к формированию антропологии как самостоятельной научной дисциплины в середине XIX века и определило все последующее развитие теоретической мысли в ее рамках вплоть до наших дней. Таким образом, именно вопросы о единстве и множественности культур, об общем и особенном (повторяющемся и уникальном) в каждой культуре превратился в «вечный двигатель» антропологии.

В сущности, вся история теоретической мысли в антропологии и есть попытка с разных позиций разрешить на концептуальном уровне эти коренные для нее вопросы, столь очевидные на уровне эмпирическом. Однако этот «двигатель» вечен потому, что, несмотря на эмпирическую очевидность тех фактов, что в каждой культуре есть и уникальные черты, и черты, объединяющие ее с другими культурами, вероятно, создать в полной мере «сбалансированную» «окончательную» антропологическую теорию культуры невозможно.

Все существовавшие до сего дня и существующие ныне теории так или иначе исходят или из того, что главное в культурах — общие для них черты (вплоть до отрицания какой-либо значимой роли культурного своеобразия), или, наоборот, из того, что главное в культурах — их неповторимые черты (вплоть до отрицания существования единой человеческой культуры). Теории первого рода можно назвать универсалистскими, второго — релятивистскими.

В выступлении Дмитрия Бондаренко была представлены динамика теоретической мысли в антропологии от господства универсализма вплоть до первых десятилетий ХХ через нарастание релятивистских тенденций в ней на протяжении большей части ХХ столетия к доминированию крайнего релятивизма с 1980-х годов. Особое внимание было уделено раскрытию социо-исторических и духовно-ментальных причин изменений главных парадигм антропологической мысли, исходя из того, что в развитии антропологии (и науки в целом) проявляются общие культурные паттерны той или иной эпохи.

Автор и ведущий — Дмитрий Михайлович Бондаренко — доктор исторических наук, профессор РАН; зам. директора Института Африки РАН, профессор Центра социальной антропологии РГГУ.

Предыдущая запись Культура как активность человека
Следующая запись Ритуал, миф, язык. Лекция Андрея Пелипенко