Смыслогенетическая концепция культуры

Современная деловая риторика о культурах (и особенно – об организационных культурах) оперирует огромным разнообразием их внешних и якобы внутренних признаков, укладывая их в бесчисленные типологии (культура процесса, культура роли, культура плача, культура «крутых парней» и пр.). В ряде случаев ими даже пытаются выразить так называемые «культурные коды» обществ. И эти попытки понятны – как было бы здорово неким сжатым, концентрированным образом обозначить и тем самым объяснить магистральные направления в поведении людей! Но в лучшем случае подобные «конструкции» помогают объяснить бедный содержанием узкий класс заметных явлений. Без понимания «физики» зарождения и последующей трансформации родовых оснований культуры любая ее классификация пуста, поскольку не касается главных причин различения культур.

Во второй беседе были представлены исторически знаковые типы культур, в которых уже содержатся признаки особых цивилизационных форм жизни людей и особые типы исторического субъекта – «носителя» того или иного типа культуры (индивид, паллиат и личность). Эти различения уже позволяют объяснять некоторые обобщенно понимаемые формы поведения людей, которые проявляются в современной жизни. Но еще не позволяют объяснять наши конкретные выборы и их динамику на необозримо большом пространстве поведения.

В третьей беседе о культуре «Смыслогенетическая концепция культуры» состоялся опыт интеллектуальной встречи с корневыми процессами её возникновения и развития, то есть с её истоками. Они находятся на границе «первой» и «второй» природ в тех процессах, которыми оперирует психосфера. Обращение к динамике этих процессов приводит к пониманию того, что границы между культурами, равно как и между их подсистемами есть границы в понимании, конвертации, интерпретации и ретрансляции смыслов.

Культура рассмотрена как субъект, обладающий способностью к самоорганизации, целеполаганию и авторефлексии.

Ведущий – автор концепции профессор, доктор философских наук Андрей Пелипенко.

В беседы раскрыты вопросы:

  1. Культура и эволюционный процесс
  2. Психосферные истоки рождения культуры
  3. Главные эволюционные векторы культуры
  4. Волны экзистенциального слияния — отчуждения
  5. Смысловые границы между культурами
Предыдущая запись Историческая типология культур
Следующая запись Культура как активность человека